В 1906 купцом 2-й гильдии В. М. Колбиным
в городскую Думу Челябинска было внесено предложение по
постройке трамвая. Предполагался маршрут от
железнодорожного вокзала до ул. Екатеринбургской
(теперь
– ул. Кирова). В феврале 1907 года вопрос о трамвае обсуждался
повторно. В феврале
1908 года в
третий и последний раз вопрос о строительстве трамвайной системы поднимался в городской Думе, и
до
1917 года трамвайное движение так и не было открыто.
Вопрос о запуске трамвая вновь стал обсуждаться в годы
первой пятилетки, когда Челябинск
стал
стремительно расти. 12 мая 1931 года было проведено специальное
совещание по вопросам
строительства
в городе трамвая, канализации и водопровода.
Средства на организацию трамвайного движения вызвались выделить, в том числе, и промышленные
предприятия города, и в первую очередь – Челябинский тракторный завод.
5 января 1932 года состоялось открытие трамвайного движения. Первый
трамвайный вагон прошёл от улицы
Карла Маркса до железнодорожного вокзала, а весь маршрут, протяженностью 6,2 км был проложен от
ЧГРЭС до
железнодорожного вокзала. К концу года подвижной состав состоял из 22 единиц вагонов серии «Ф».
За следующие 4 года были открыты еще пять линий, и общая их
протяженность к 1937 году составляла
43,7 км, подвижной состав насчитывал 81 вагон, а
пассажиропоток составил 33,6 млн. человек за год.
В 1933 году в здании бывшей городской электростанции (ул.
Труда,66) устроено временное трамвайное
депо на шесть вагонов. Трамвайным трестом, в ведении которого находился челябинский трамвай,
с 1934
по1936 год руководил В.Н. Кайгородов.
В 1938 году открыто трамвайное депо № 1
для создания условий содержания вагонов в технически
исправном состоянии. К 1941 году протяжённость путей составляла
49,1
км, а подвижной состав -
72 вагона.
Накануне открытия в городе троллейбусного движения, решением облисполкома от 2 октября 1942
года
троллейбусное хозяйство передается в подчинение Трамвайного треста на правах хозрасчетной
службы.
Немного позже Трамвайный трест переименывают в Трамвайно-троллейбусное управление.
Располагается ЧТТУ по
адресу ул. Труда, 66.
В 1947 году введена в эксплуатацию трамвайная линия от
Заводоуправления ЧМЗ до Лакокрасочного
завода, протяженностью 18,7 км.
В 1949 году открыта линия Челябинск-Копейск, которая
просуществовала до 1976 года.
В 1950 году поступило 12 вагонов КТМ/КТП-1.
ЧТТУ, первым, после Москвы, в 1960 году переходит на
бескондукторное обслуживание пассажиров.
В 1961 году протяжённость линий была 115 км.
В декабре 1966 года подписан акт государственной приёмки о
вводе в эксплуатацию депо №
2,
трамвайный
парк пополнился 82 вагонами КТМ/КТП-2.
26 января 1967 года первый трамвай вышел из депо №2 на линию
по маршрутам города. Принято
считать
эту дату днём рождения депо №2.
В 1970 году введена в эксплуатацию линия по проспекту Победы,
которая стала обслуживать весь
северо-запад города. В этом же году в Челябинске появился первый вагон КТМ-5.
Протяжённость трамвайной сети в 1971 году составляла 176 км.
К 1978 году весь подвижной состав состоял из вагонов КТМ-5.
С 1 января 1983 года весь подвижной состав ЧТТУ переходит на
бескассовый метод обслуживания
пассажиров (вводятся одноразовые проездные «абонементы» и компостеры).
Вначале 1990-х годов подвижной состав насчитывал 169 вагонов.
В 1980-х, 1990-х, 2000-х годах были закуплены 35 вагонов КТМ-608 и 9 вагонов
КТМ-619.
Следует сказать, что всю историю развития городского электрического транспорта в Челябинске
-вплоть
до 80-х годов 20-го века - сопровождает формулировка: «трамвайная (троллейбусная) линия вводится
в
эксплуатацию с помощью промышленных предприятий города».
В 2011 году все трамваи были оснащены системой ГЛОНАСС для
организации движения, в том же году
началась модернизация вагонов 71-605.
Трамвайные вагоны начинают оснащаться оборудованием для бесплатного беспроводного выхода в
интернет.
Эти вагоны можно опознать по информационной наклейке на стекле, в районе средней двери.
Сейчас в Челябинске функционируют два трамвайных депо.
Трамвайное депо № 1 обслуживает маршруты 5, 6, 7, 8, 15, 16, 18, 22.
Трамвайное депо № 2 обслуживает маршруты 3, 10, 14, 17, 19, 20, 21, 22 проходящие по всем
районам.
Протяженность контактной сети в 2012 году составила 68,7 км.
Движение троллейбусов в Челябинске открылось 5 декабря 1942 года, протяжённость троллейбусных
линий
составила 18 км Это были два маршрута: ул. Клары Цеткин - ЧТЗ и ул. Клары Цеткин -
железнодорожный
вокзал. Троллейбусное депо располагалось тогда именно на улице им. К.Цеткин, и, соответственно,
все
маршруты начинались оттуда. На маршрутах курсировали 15 троллейбусов ЯТБ-1,
эвакуированных из
Москвы.
В 1943 году линия от ул. Клары Цеткин была продлена до
стадиона «Динамо».
К 1948 году подвижной состав пополнился 4 новыми троллейбусами МТБ-82.
В 1950 году введена в действие линия по ул. Клары Цеткин и ул.
Коммуны до Парка культуры и отдыха.
С 1957 по 1960 год были открыты линии: от пр. Ленина до КБС,
до Областной больницы и по ул. Бажова
до п. Первоозерный, началось строительство первого троллейбусного депо,
которое было открыто в
1959
году.
В это время протяженность троллейбусных линий составляла 51,5 км и по ним курсировало 79
машин.
В 1961 году в Челябинске появились троллейбусы марки ЗиУ-5.
В 1967 году, к 50-летию Октябрьской революции, в
Металлургическом районе открыта линия. К этому году
количество эксплуатировавшихся машин составляло 114 единиц.
В 1969 году открываются маршруты от КБС до Механического
завода и от КБС до ул. Новороссийской.
К этому времени протяженность линий была более 96 км, которые обслуживали 211 единиц транспорта.
С 1970 по 1980 годы открыты линии: от озера Смолино до ул.
Энергетиков, ул. Бажова - ЖБИ, ЧТЗ -
ТЭЦ-2, от ул. Энергетиков до Механического завода.
Количество подвижного состава выросло к 1980 году до 376 машин и в 1975 году
начали поступать в
эксплуатацию троллейбусы ЗИУ-9, тогда же открыто и троллейбусное депо №2.Протяженность линий в 1980 году
составила 158,4 км.
В 1994 году открыты маршруты по ул. Молодогвардейцев от
Комсомольского проспекта до ул. Братьев
Кашириных и по ул. Братьев Кашириных, ул. Северокрымской, ул. Труда до ул. Энгельса.
В 1996 году в Челябинск поступили 19 троллейбусов «Икарус» из
Будапешта.
В 2006 году введена линия на северо-западе, которая проходит
от ул. Молдавская по Комсомольскому
проспекту и улицам Чичерина, Братьев Кашириных.
В 2007 году для города закуплены 46 новых троллейбусов
ЛиАЗ-5280.
Сейчас в Челябинске функционирует одно троллейбусное депо, которое обслуживает машины всех
маршрутов.
На 2012 год протяженность троллейбусной контактной сети
составляет 88,2 км.
Пассажиропоток в 2012 году составил 30,1 млн. чел.
С 1 июля 2017 года перевозки осуществляет ООО "ЧелябГЭТ".
В 2021 году Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области заключило контракт
с АО «Усть-Катавский вагоностроительный завод»
на поставку новых низкопольных вагонов для замены трамваев. Получено 22 вагона модели
71-623-04-01.
В 2022 году поступило 8 вагонов модели 71-623-06-01 и 30 вагонов модели 71-628-01.
К концу 2023
года к уже полученным 108 вагонам добавится еще 31 вагон.
Также заключено концессионное соглашение по троллейбусному парку с группой ООО «Синара — городские транспортные решения Челябинск». Компания закупит 168 новых низкопольных троллейбусов, проведет ремонт троллейбусного депо и строительство нового рядом с Трамвайным депо №1, реконструкцию и строительство трех подстанций, ввод в эксплуатацию 4,5 км новой контактной сети. На территории производственной площади АО «ЧТПЗ» Челябинск практически построен «Челябинский завод городского электрического транспорта» по выпуску новых троллейбусов. С 1 сентября 2023 года проходят эксплуатационную обкатку 10 новых троллейбусов по маршруту №19 Парк Гагарина — поселок Первоозерный.
Вследствие улучшения работы предприятия и роста доходов от перевозки (в том числе выделение
средств
из бюджета, заключение новых гос. контрактов на перевозку пассажиров — новые маршруты по
трамваю
— 2,9,12, по троллейбусу — 25 маршрут, спец. рейсов), появилась возможность повышения
заработной
платы сотрудникам, в том числе водителям и кондукторам, ремонта трамвайных путей и
транспортной
инфраструктуры.
За период с 2020 по 2023 год заработная плата водителя трамвая
выросла
с 29378 руб. до 53662 руб.
(по итогам 10 месяцев 2023 года)
Водителей троллейбуса с 35556 руб. до 59554 руб. (по итогам 10 месяцев 2023 года).
Кондуктора — с 24438 руб. до 34485 руб.
Основной ремонт путей начался с 2021 года:
капитальный ремонт
путей по ул. Цвиллинга и по ул.
Первой Пятилетки (4,185 км одиночного пути).
2022 год — капитальный ремонт путей по ул. Новороссийской (10 км
одиночного пути)
2023 год — ул. Машиностроителей, проспект Победы, ул. Цвиллинга —
от пр. Ленина до ул. Труда. (2,949 км одиночного пути).
Капитальный ремонт узлов трамвайных путей — у трамвайного депо №1, у монтажного колледжа, у
трамвайного депо №2, на КБС.
Для повышения скорости движения трамваев продолжается обособление трамвайных путей. По заявлению
министерства дорожного хозяйства и транспорта, к концу 2023 года будет обособлено 94% трамвайных
путей, что позволит увеличить среднюю скорость трамвая, особенно в часы пик.